Биография часть 1 (с сайта www.falco.at)
Детство и юность
19 февраля 1957 года в 13:15 начинается богатая событиями, в том числе роковыми, жизнь Йоханна Хёльцеля. Насколько беспроблемно протекали роды, настолько тяжела была беременность. Мария Хёльцель – в то время управляющая прачечной в 14 округе Вены – на третьем месяце беременности была доставлена с кровотечением в женскую клинику Герштоф. Она потеряла близнецов и была очень подавлена, потому что ничего не желала так сильно, как ребенка – а ведь это должны были быть еще и близнецы. Для наблюдения Марию Хёльцель оставили на ночь в больнице. Когда на следующий день при осмотре у нее установили беременность, она не поверила своим ушам. «Вы, должно быть, ошибаетесь, вчера я потеряла своих близнецов» - возразила она в полном замешательстве. Через несколько мгновений она поняла, что ждала тройню. Но радость была недолгой, врач безапелляционно заявил: «Мы делаем аборт, вы уже потеряли двоих детей, потеряете и третьего». На это самоуверенное заявление Мария Хёльцель энергично и смело возразила: «Нет, мы не будем этого делать». Она безоговорочно хотела этого ребенка – и она его получила.
Это был крупный сильный мальчик – 4,95 кг. и ростом 54 см., и с первого же момента он обратил на себя внимание громким криком. Его мать вспоминает, что акушерка положила его ей на руки с пророческими словами: «Держите своего маленького певца». «Если все дети были спокойны, и один начинал кричать, можно было не сомневаться, это мой».
Ханс рос в семье мелких буржуа. Его отец Алоис Хёльцель, родом из Нижней Австрии, рано потерял родителей, потому он хватался за любую возможность получить школьное образование. Когда он остался один, начал учиться на слесаря, благодаря массе стараний он выбился в мастера на машиностроительном заводе. Молодая семья Хёльцель снимала квартиру 70 кв.м. на Цигельофенгассе, 26 в Пятом округе Вены. Дом, в котором вырос Ханс, был позднее снесен, на его месте построили новый. Мать Марии Хёльцель, чтобы быть поближе к внуку, через некоторое время после рождения Ханса переехала в маленькую квартиру в доме напротив, прямо над гостиницей «Altes Fassl», в ресторане которой Ханс позднее станет постоянным посетителем.
То, что Ханс имеет музыкальные способности, было замечено еще в раннем детстве. Одним из его любимых занятий было слушать музыку по радио и дирижировать. Одной рукой он держался за кроватку – он едва держался на ногах – другой рукой двигал в такт музыке. Когда он стал старше, он насвистывал и весело подпевал радиошлягерам вроде «Аннализа, когда ты наконец поумнеешь?».
Ханс рос под присмотром трех женщин: мамы, бабушки со стороны мамы и соседки, которую он ласково называл «Шлинтци». Бабушка, родом из Бад-Тацмансдорф, что в Бургенланде, души в нем не чаяла, читала его желания по губам и позволяла все, ситуация, которой Ханс пользовался все чаще. Его мать, которая станет главной персоной в его жизни, напротив держала в ежовых рукавицах, что иногда приводило к конфликтам. Чтобы немного улучшить финансовое положение семьи, Мария Хёльцель приобрела в 1959 году маленький продуктовый магазинчик на Цигельофенгассе.
«Ханс никогда не хотел ходить в детский сад, поэтому остался дома. Ханс был очень приятным ребенком, я могла не волноваться, что он создаст какие-то трудности. Он был невероятно послушный» - вспоминает его мать.
На свой четвертый день рождения он захотел гармошку. Учительница музыки посоветовала родителям, брать уроки игры на фортепиано, гармошкой он мог бы заняться позже. Итак, они купили ему не гармошку, а фортепиано и отправили на занятия к преподавательнице музыке госпоже Бодем на Филльградергассе, недалеко от Цигельофенгассе.
У Ханса было два часовых занятия в неделю, и его учительница была очень довольна своим протеже. «Он очень талантлив, у него особенный слух на Бетховена» - сказала она однажды Марии Хёльцель, чем заставила ее очень гордиться сыном. Не смотря на то, что он не знал ни одной ноты, с пяти лет он уже играл в две руки около 30 шлягеров. Если он слышал по радио музыку, которая ему нравилась, то садился за фортепиано и играл ее на слух. Когда Хансу исполнилось четыре с половиной года, родители отправили его на конкурс в Музыкальную академию. Тогда проходил конкурс в рамках телевизионной передачи «Музыка не знает границ», в котором принимали участие дети из разных стран. Ханс был самым юным из участников. После выступления строгий профессор взял его на руки со словами: «Госпожа Хёльцель, это маленький Моцарт, такой абсолютный слух еще не встречался на моем жизненном пути!» и посоветовал его матери продолжать обучение.
Каждый, кто приходил в гости к семье Хёльцель, конечно, хотел послушать игру Ханса, чему тот абсолютно противился. Он заранее предупреждал: «Мама, сегодня я не хочу играть!», или старался вообще улизнуть, если объявлялись гости. В лучшем случае, он позволял уговорить себя сыграть одно произведение, но это был максимум.
В 1963 году Ханс пошел в школу Ордена пиаристов[1], уважаемую католическую частную школу, на Цигельофенгассе. Так как Мария Хёльцель была целыми днями занята в своем магазине и не могла много времени посвящать ребенку, она перевела его на полуинтернат.
В декабре 1963 года в школе Ханса устроили рождественский праздник. Для музыкального сопровождения искали детей, которые играют на инструментах, после первоначального промедления Ханс дал о себе знать. Ханс играл «Donauwalzer» (На прекрасном голубом Дунае) [2] . Это было первое появление на широкой публике. Не успели умолкнуть последние такты, раздались бешеные аплодисменты, после чего он на бис исполнил «Wiener Blut» (Венскую кровь)[3], название, которое спустя многие годы он интерпретирует совсем по-другому. На следующий день маленький магазинчик Марии Хёльцель штурмовали люди, которые присутствовали на рождественском празднике, и спрашивали ее, где малыш так великолепно научился играть на фортепиано. По всей школе шли разговоры о вундеркинде. Его тогдашний школьный товарищ вспоминает: «Когда Ханса спрашивали, кем он хочет стать, он отвечал: «Поп-звездой!». Не «музыкантом», а именно «поп-звездой».
После школы Ханс посещал гимназию на Райнергассе, о которой он позже сказал, что это была очень мещанская школа. Первые четыре года у него возникали сложности с естественными науками, особенно с математикой. Первый перелом в жизни Ханса произошел, когда его отец в 1968 году ушел из семьи. Алоис Хёльцель подал на развод со своей женой, но та согласилась на это только много лет спустя. Ханс всегда утверждал, что расставание родителей ничего не значило для него, на самом деле ему очень не хватало отца, он всегда искал ему замену. Несколько лет спустя отец сказал ему, может быть для очистки совести, потому что не имел понятия о честолюбивых карьерных планах своего сына: «Если бы я тогда остался дома, Falco никогда бы не было».
Следующий удар судьбы поджидал Ханса в 1971 году, когда умерла его любимая бабушка. Хоть он и не показывал своего траура, долго переживал потерю бабушки, к которой был искренне привязан. Дела в маленьком магазинчике Марии Хёльцель шли хуже из-за возросшей конкуренции с супермаркетами, она вынуждена была отказаться от него и пойти работать коммивояжером в области рекламы в фирму «Коламбия». Это значило, что она уходила из дома в понедельник утром и возвращалась только в четверг, а то и в пятницу.
С этого времени Ханс был предоставлен самому себе. Он перебрался в маленькую квартирку своей умершей бабушки, и «Шлинтци», заменив ему бабушку, заботилась о нем. Школа все меньше интересовала Ханса, он все чаще прогуливал занятия. Для вида он выходил из дома утром со своей школьной сумкой, потом прятал ее в ящике со щебнем и ехал в Пратер[4] или на футбольный стадион. В это время он обошел все музыкальные магазины Вены и купил примерно за 1200 шиллингов, которые ему подарил отец, у торговца музыкальными инструментами Вукитца на Пильграмгассе гитару, к своему фортепиано он едва прикасался.
В пятом классе Ханс без уважительных причин пропустил более четырехсот уроков, отказ от математики уже не имел значения. Школа все больше превращалась для него в мучение. Он больше не видел смысла в ее посещении, не понимая, почему он должен учить наизусть какие-то стихи и математические формулы. Свое амбивалентное отношение к школе Falco обобщил несколькими годами спустя в песне «Nie Mehr Schule». Мария Хёльцель поставила сына перед выбором: «Или ты возвращаешься в школу, как делают другие, или идешь работать!». Без промедления Ханс ответил: «В класс я не вернусь в любом случае, лучше я буду работать!» Его мать, у которой было много связей, пристроила его служащим в страховую фирму на Блехтурмгассе. К 27 годам он мог бы стать там штатным сотрудником, вот что было в планах матери. Там он работал под крылом пожилого мужчины в архиве, который стал для них чем-то вроде дома. Утром оба плотно завтракали и выполняли свою работу, которая требовала, самое большее, 2-3 часа. В оставшееся время они философствовали на тему Бога и Мира. Хансу это очень нравилось, ни под каким видом он не хотел уходить. В начале семидесятых в мире возросло значение электро- а также бас-гитары в поп-музыке. В это время такие группы как «Deep Purple» или Frank Zappa произвели переворот на музыкальной сцене. Это послужило причиной для покупки Хансом своей гитары. Со своей зарплаты и с помощью мамы он покупает свою первую бас-гитару – с этого времени «свой» инструмент.
Путь намечен
Первая группа, в которую Ханс вошел как бас-гитарист – ему было 17 – называлась «Umspannwerk» (Трансформаторная подстанция). Репетиции проходили в городе Кальтенлёйтгебен в подвале дома, который принадлежал родителям одного из друзей Ханса. Ханс уговорил свою мать купить ему мопед, так как Кальтенлёйтгебен находится в 15 км. от Вены. Теперь он мог, когда только хотел, ездить на репетиции. В 17 лет Ханс уволился из страховой фирмы, не имея понятия, чем он будет заниматься дальше. Он добровольно вступил в армию, где доводил свою игру на бас-гитаре до совершенства. Как Falco сказал позже, в то время он научился действительно как следует обращаться с бас-гитарой.
После армии он в течение трех семестров посещал Венскую джазовую консерваторию на Йоханнесгассе в Первом округе. Он был не очень-то этому рад, скорее хотел доставить удовольствие матери, однако, учеба способствовала изучению теории, что помогло в дальнейшем блистать как музыканту, и окончательно подтвердила то, что он хочет стать профессиональным музыкантом.
В конце семидесятых на музыкальной сцене наступил переломный момент. Панк, который сначала очаровал Ханса, после Великобритании пленил Европу. Культовая звезда Дэвид Боуи, вдохновленный такими немецкими группами как «Kraftwerk» и «Can» выпустил свою путеводную берлинскую трилогию «Low», «Heroes», «Lodger» и запечатлел Берлин того времени, чем побудил Ханса на некоторое время перебраться в Западный Берлин. Он попытался прочно обосноваться на тамошней музыкальной сцене. Много лет спустя Falco скажет: «Боуи был одной из причин, почему я обосновался в Берлине, я хотел идти его дорогой. Боуи был моим идолом. Он сделал бесконечно много для немецкоязычной музыки. Альбом «Helden» был для меня искрой зажигания».
Как джаз-рокер Ханс играл в разных берлинских группах и получал около 1000 шиллингов за вечернее выступление. «Хотя это была куча денег, но мне всегда не хватало. У меня никогда не было денег в Берлине» - вспоминает Falco. Он не хотел оставаться в Берлине насовсем, но, в общем и целом, он провел там почти год. Многие его поздние песни отражают это время.
В конце семидесятых вокруг «папы римского» венской сцены Викерля Адама сформировалась группа: «Das Erste Wiener Musiktheater» (Первый венский музыкальный театр), из которого потом вышла «Hallucination Company» (Галлюциногенная компания). Концерт «Blödelbigband» состоялся на Бернуллиштрассе в 22-ом Венском округе в рамках акции «Культура окраин» Венского института. Викерль Адам, прогуливаясь по пешеходной зоне Мёдлинга[5], заметил юного хорошо одетого музыканта, который играл на бас-гитаре в группе. «Он так играл в Мёдлинге, как будто выступал на сцене Мэдисон-сквер-гарден, будто перед ним были тысячи людей – но там не было никого!» - вспоминает Викерль Адам. Он захотел уговорить высокоодаренного юношу выступать в его группе – и Ханс Хёльцель не стал колебаться.
Уже тогда было заметно, что Ханс Хёльцель не выносит полумер в музыке, педантичность и совершенство всегда стояли на первом плане. Адам: «Я требовал ежедневных восьмичасовых репетиций, и Хансу это нравилось. Он был всегда пунктуален, тип, с которым можно работать». Коллеги всегда описывали Ханса, как скромного, очень спокойного и общительного парня.
Из Ханса Хёльцеля в Falco
В 1978 году «Hallucination Company» впервые отправилась в турне. В Мюнхене их шоу стало сенсацией, были выкуплены все места. На третий день Ханс в серебряно-черном костюме, коротко подстриженный,с уложенными гелем волосами пришел к Викерлю Адаму и сказал: «Ты, Викерль, теперь объявляй меня не как «басиста Ханса Хёльцеля», а как «басиста Falco Godehrer (Почитающий Бога)!» Через пару дней он снова подошел и сказал: «Викерль, Почитающий Бога мы убираем, а Falco остается!»
К псевдониму Falco Ханс пришел, потому что ему импонировал успешный восточногерманский «летающий лыжник» Фалько Вайспфлог. Из «к» он сделал «с», так как это было более интернационально продвинуто. Falco сменил свой прикид, потому что хотел отличаться от товарищей по группе. У всех них были длинные волосы, из одежды «рванина» - он поднялся на сцену в костюме и солнцезащитных очках. Викерль Адам об этом времени: «Секс, наркотики и рок-н-ролл в костюме от Версаче».
Штефан Вебер, вдохновленный успехом «Hallucination Company», заново сформировал свой «анархический джаз-бэнд Drahdiwaberl», который существовал с 1975 года и большая часть участников которого играла в «Hallucination Company», и пригласил некоторых музыкантов, среди которых был потрясающий басист Falco, играть в «Drahdiwaberl». И в течение года Falco сотрудничал и с «Hallucination Company», и с «Drahdiwaberl». «Drahdiwaberl» была смешением хаоса, рока и политического кабаре. Музыка была экспериментальной, шоу, но спонтанное. Все строилось на хаосе, зрелищах, шутках и скандалах. Концерты «Drahdiwaberl» проходили столь эксцессивно, что Falco был вынужден перед выступлениями защищать свою дизайнерскую одежду прозрачным плащом. Штефан Вебер о Falco: «Falco в общем не подходил нам, потому что тогда он уже был короткостриженным дэнди. Мы выступали в «рванине», он в пуловере от Фьоруччи. Он был единственным в группе, кто всегда интересовался гонораром, и это было несовместимо с духом команды, потому что почти всегда мы давали благотворительные концерты».
В начале 1979 года Falco по личным причинам покинул «Hallucination Company», но остался в «Drahdiwaberl», хотя не мог согласиться с идеологией группы. Довольно скоро он вступил в качестве басиста в коммерческую группу «Spinning Wheel» (Прялка), в которой играла половина состава «Drahdiwaberl». В «Spinning Wheel», которая в том числе перепевала песни «Bee Gees» и Рода Стюарта, Falco впервые начал петь, причем у него появилась харизма и собственный стиль Сокола: он придавал перепеваемым песням новый оттенок. Спетая им песня Рода Стюарта уже не была песней Рода Стюарта, она становилась песней Falco. Его тогдашние коллеги рассказывают, что уже в то время у него были манеры типичные для Falco, которые никоим образом не были наигранными, а будто врожденными. Falco, не артист, как это будет снова и снова утверждаться позже, но Falco был Хансом Хёльцелем, а Ханс Хёльцель был Falco. За несколько лет до своей смерти он сказал в интервью: «Я вижу, что ношу лицо Falco, потому что на 99% я он и есть».
«Spinning Wheel» сначала безуспешно выступали на дискотеках и в барах отелей. Но через некоторое время стали одной из успешнейших групп Австрии. Falco хорошо зарабатывал в то время, но его все больше беспокоило, что он не мог играть то, что его трогало, а именно развлекательную музыку.
В 1979 году Falco отправился в студию «Cloud One» Рене Райтца на венской Грюненторгассе, чтобы записать свой первый сингл. Он сыграл в сопровождении «Spinning Wheel» оба номера «Chance To Dance» и «Summer» - незрелые ранние композиции, от публикации которых Falco воздержался.
Продолжение следует...
[1] Пиари́сты (Орден бедных регулярных христианских школ во имя Божией Матери) — католический монашеский орден, занимающийся обучением и воспитанием молодёжи; реже пиары.
[2] "На прекрасном голубом Дунае" - вальс И. Штрауса-сына, неофициальный гимн Австрии.
[3] «Венская кровь» - вальс И. Штрауса-сына.
[4] Пратер - знаменитый парк в Вене между Дунаем и Дунайским каналом, протяжённостью 5 км.
[5] Мёдлинг - город в Нижней Австрии, недалеко от Вены.
|
Категория: Переводы статей | Добавил (перевёл): Tanita (2012-Янв-24) |
Просмотров: 1121
|
Комментарии:
Всего комментариев: 0
|
|
|
|
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
|